Хаййам рассматривает красивое лицо «следом Творца». Raw, Unfiltered Honey alive with healthy pollens, enzymes, minerals, vitamins and phytonutrients. Во-вторых, Ангро- Майнйу и его войско могут уничтожить отдельные творения Аху- ра Мазды как убили, например, Первобыка и Первочеловека , но это отнюдь не уменьшает креативный потенциал Верховно- го божества: на месте одного уничтоженного благого творения создаются множество других. Что касается выпадов против тюрков, встречающихся в приписываемой Фирдоуси зна- менитой поэтической сатире на Султан Махмуда, то я разделяю уверенность многих литературоведов в том, что эти выпады были вкраплены в текст «Шахнома» в более позднее время скорее, по- сле нашествия Чингиз-хана, когда стали отождествлять этнони- мы тюрк и монгол, а Турон превратили в Туркистон. Рене Жирар, собирая все известные ритуалы жертвоприношения под одной крышей сконструированного им понятия «жертвенный кризис», настаивал на их изначальном единстве9. Так, по наблюдениям этнографов прошлого века, в праздничные дни женщины Самар- канда в качестве косметики употребляли народное средство, име- нуемое по-таджикски сафедаб род белой пудры. Наглядный тому исторический пример — ужесточение борьбы с религиозным инакомыслием в Сасанидской империи, особенно с еретическими вероучениями внутреннего происхождения — ма- нихеизмом и маздакизмом. Ты видишь: время старит все, что казалось нам новым, Но время также молодит деяния былые Таким образом, именно сближение и взаимодействие двух об- щин — иранской и индийской — отчасти нивелировало различия, сложившиеся в результате раздельного проживания. Принципы формирования изобразительности. Джалил-и Дустхох. Не думаю, что Рудаки был знаком с философией стоиков.
Хони, А. Мэмфорда в адаптации А. Д. Ишкова, Н. Г. Милорадова; методика диагностики типа поведенческой активно-сти С. Дженкинса в адаптации Л. И. Вассерман. Прославлен- ная ирано-таджикская поэзия классического периода вся прони- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Хони , ,
Правда, момент огневого воздаяния присут- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Что касается известных фактов гонений на привер- женцев христианства в домусульманском Иране особенно во времена царствования Шапура II , то в ней же отмечалось, что они были вызва- ны вовсе не идеологическими причинами, а факторами иного характе- ра — политическим христиан рассматривали пособниками Византии и экономическим иноверцы противодействовали налоговой политике государства. Даже если астрология в ее развитой форме и не была соб- ственным изобретением арийцев, в социокультурной среде древ- них иранцев она приобрела ранее совершенно неизвестную или, Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. В системе арабо-мусульманского мировоззрения особое пред- почтение получил зеленый цвет, который, однако, не был чужд и аджамской эстетической традиции, ибо как символ возрожда- ющейся природы гармонировал с архетипом праздника Навруз. Никоноров, Л. Очень важная психокультурная сторона этой спец- ифической толерантности состоит в ее принципиальной открыто- сти чужим инновациям. Соответственно этому для нее зороастризм был чем-то иным, нежели для пророка.
Правда, при этом его традиционную культуру пришлось адаптировать в определенной мере к новым истори- ческим условиям. В своей работе мы обратили внимание на отдельные её элементы философию и медицину , а также показали её роль в дальневосточной культуре. Ведь с собственно астрономиче- ской точки зрения, как заметил еще Бируни, «солнцестояния луч- ше взять за начало года, чем равноденствия». Mheri durn 5. На- пример, культ огня в той или иной степени встречается среди не только собственно индоевропейских народов, включая и ираноя- зычных кочевников Большой Степи Европе они были известны под общим именем «скифы», об их культе Солнца сообщал еще Геродот , но и тюрко-монгольских, африканских и южно- и цен- тральноамериканских племен. Разработкой этой категории занялись даже фалосифа философы , представлявшие на мусульманском Востоке традицию греческой рациональности, а именно школу перипатетизма. Обратившись к языку известной классификации Ниц- ше, можно сказать, что эстетический дух культуры Навруза свое наиболее адекватно выражение находит не в «дионисийской», а в «аполлонической красоте», определяемой критериями меры и порядка. Скажем, в день Навруза не издеваются над чучелом реального или виртуального врага, равно как и не посылают проклятия в его адрес. Рахимов, М. Переходя на историософский уровень размышлений, необхо- димо реконструировать ведущие, но явно не формулируемые на- чала, лежащие в основании восточно-арийского типа мышления вообще. А эта деятельность из- начально носила ярко выраженную этическую направленность: она была призвана содействовать победе Добра над Злом во все- ленском масштабе.
В «за- крытой» для посторонних посетителей части сада также много гранатов гранат — символ красоты и женственности рис. Почему самые светлые праздники древнего Ирана и Турана Навруз и Мехргон по времени совпада- ют с наступлением равноденствия — соответственно весеннего Навруз и осеннего Мехргон? В принципе же зороастризм был и остался аристократиче- ской верой, хотя бы потому что подлинно аристократическим был его идеал — нравственная чистота субъекта веры, призванного триединством своего образа жизни доброе мышление, доброе слово и доброе поведение способствовать окончательной победе Добра над Злом. Белые стихи, покорившие мир, Рупей Каур в форматах fb2, txt, epub. Навруз как олицетворение подлинной души и живой традиции представляет собой наиболее типичное явление арийской культу- ры. Это и неважно, важно то, что культ Сийавуша в ритуальной форме живет до сих пор8. Главное, однако, не в наименовании конкретных вещей, украшающих праздничный дастархон, а в самой сути ритуала, духовное ядро которого составляет астрально-нумерологическая святость числа семь.
К примеру, в истории с Бурхом этот «случай» связывается с Руми кольцо теряет Руми. О степени распространенности этой древней- шей веры в человеческой культуре можно судить по тому, что ее наиболее распространенная версия, утверждающая взаимную симпатию земли как матери и неба как отца, встречается в ху- дожественном творчестве Рудаки. Не лишне заметить, что мехр в смысле дружбы в отличие от су- фийской любви не предусматривал конечное растворение субъек- та в объекте, символизируемое в образе любви мотылька к свече. Очевидно, не без влияния этой древнеиранской традиции в Элладе стали отмечать дни рождения не только богов, но и выдающихся людей Третье составляющее надежды, связываемой с наступлением Навруза, имеет эсхатологический характер. Наверное, именно в этом мировоззренческо-ценностном контексте можно попытаться ответить на небезынтересный во- прос о том, почему в Авесте ведийский древнеарийский бог смерти Йама трансформировался в бога-созидателя Йиму, а далее и в культурного героя Джамшида, который в эпико- поэтическом представлении Фирдоуси превратился в основателя ирано-туранской цивилизации.
Но в плане социально-психологическом принцип «дарить, принимать дары и одаривать» остается в силе и в случае древнеиранской тради- ции преподнесения новогодних подарков в день Большого Навру- за. Типичное изображение Заратуштры, помещаемое в зороастрийских храмах, учреждениях и домах Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Эта архи- тектурная деталь присуща большинству старых зороастрийских храмов. Need an account? Однако для объемного восприятия мозаичной картины Навруза в первую очередь нужен голографический культуроскоп, а не аналитиче- ский микроскоп или даже исторический телескоп. Джалил-и Дустхох. Приоритет в обозна- чении дня весеннего равноденствия как начала нового года тоже принадлежит не им до них это сделали шумеры и вавилоняне. С небольшими горными святилищами, часть которых поддерживается до сих пор, связана традиция совершать паломничества. Сами храмы не стали продолжателями местных традиций предшествующей эпохи, а строились в соот- ветствии с представлениями об архитектуре глубокой древности, при этом их внутреннее устройство повторяло храмы индийские, имевшие не слишком древнюю историю. Во-первых, Ангро-Майнйу и его войско демоны не только не могут убить Ахура Мазду, но даже не в состоянии искусить Его, как искусили Джамшида. Тогда же зороастрийцами, полу- чившими наименование парсов по названию иранской провин- ции Парс современный Фарс , был утвержден первый в Индии огонь высшего ранга — аташ Бахрам. Дело, однако, не только или не столько в своеобычности трактата, написанного в эпоху мусульманского средневековья.
Ерекешева Л. Истори- ки обычно считают, что астрология пришла в Иран из Вавилона. Если в сельских районах, в ме- стах компактного проживания зороастрийцев, места поклонения имеют давнюю традицию и зачастую построены в предыдущие Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Васильева ред. Целостное же концептуаль- ное осмысление места и роли Навруза в системе традиционной культуры, выходящее за рамки феноменологического анализа ри- туалов и церемониалов этого праздника, еще впереди. Пути истории. Он поэтически воспроизвел лишь то, что укоренилось в народном сознании еще в незапамятные времена.
Если в сельских районах, в ме- стах компактного проживания зороастрийцев, места поклонения имеют давнюю традицию и зачастую построены в предыдущие Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Культура и экономика Древнего Ирана. Так, по наблюдениям этнографов прошлого века, в праздничные дни женщины Самар- канда в качестве косметики употребляли народное средство, име- нуемое по-таджикски сафедаб род белой пудры. Нельзя, видимо, говорить о зороастризме вообще, всегда равном самому себе в любых эпохах и культурно-исторических ситуаци- ях. In the work we have paid attention to her separate elements philosophy and medicine , and also showed its role in far Eastern culture. Следует заметить, что, столетиями живя в мусульманском окружении, зороастрий- цы и сам священный огонь стали иногда называть киблой3, по- скольку, по словам М. Лейтмотивом этико-космологического учения зороастризма, ма- нихейства, да и всей авестийской традиции была именно световая символика. В народной же традиции белый цвет и поныне служит симво- лом чистоты, а также благополучия и счастья.
Речь идет о новом типе гуманизма, сформировавшемся на стыке древней культуры Аджама и ойкуменистической парадигмы ислама. Ancient and medieval cultures of Central Asia the formation, development and interaction of urbanized and cattle-breeding societies : Proceedings of the international scientific conference dedicated to the th birth anniversary of Doktor Nauk in Historical Sciences Anatolii M. Таким образом, календарно-солярный праздник древних иранцев и туранцев со временем приобрел не только поистине вселенский и всечелове- ческий масштаб, но и особый сакральный смысл. Не в обиду другим и тем более не в укор всем остальным бу- дет сказано: Навруз как новогодний праздник выделяется рядом своих характеристик, превращающих его в уникальное мировое явление. Кстати сказать, в христианстве пе- тух символизирует Воскресение.
Во-вторых, перенос древними арийцами креативных потенций огня на обожествляемое ими Солнце привел к изменению места и роли этого небесного тела в структуре первобытного мирозда- ния. Related Papers. Так, вход на территорию индийских зороастрийских храмов ради сохранения ритуальной чистоты места строжайше запрещен незороастрийцам в то время как в Иране часть храма открыта для любых посетителей. Ощущение темноты усиливалось чернотой стен, слой за слоем покрывавшихся копотью от благоуханного дыма. В основополагающих документах ООН — от Декларации тысячелетия до многочислен- ных рекомендаций ЮНЕСКО — настойчивый призыв к диалогу на всех уровнях международного общения сопровождается под- черкиванием необходимости укрепления культурного взаимопо- нимания, воспитания религиозной толерантности и поощрения Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Происхождение Навруза связывается не с какими-нибудь со- бытиями этнического, национального или локального характера, а с самими масштабными явлениями, имеющими универсальное значение — актуальное или потенциальное. Sergey Markov.
По характеру же соблюдаемого и поныне ритуала поминания Сийавуша можно догадаться, что в основе старотаджикского ва- рианта культа лежит более ранний языческий культ, распростра- ненный во всех древних культурах, в нем отражается сезонно- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Исследования по таджикской культуре. Важным обстоятельством является тот факт, что мусульманские святые места в определенной степени сооружались по модели зороа- стрийских, и многие из них, в том числе мечети, были построены на местах разрушенных зороастрийских святилищ и храмов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже такие яркие звезды мирового науч- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Насилие и священное. Таким образом, культурные архетипы Навруза суть не только духовные константы прошлого и настоящего, но и детерминанты борьбы за достойное будущее, освещенное светом одухотворен- ной этико-космологической веры в конечную победу Добра над Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. В стратегии перехода от «культуры реагирования» к «культуре предотвращения», реализуемой ныне ООН в глобальном масшта- бе, важнейшим звеном как раз является экология культуры. Вытекающая из философии равновесия этика в одинаковой мере порицает и не- достаточное тафрит , и чрезмерное ифрот. Во-вторых, в авестийской духовной практике предметом особого по- читания являются фраваши людей души, которые «хронологически» предшествуют сотворению тела и продолжают существовать после его гибели , что по духу недалеко от культа предков. Описания устройства храма, которые можно найти в парсий- ских источниках, не всегда дают четкое представление о распо- ложении храмовых помещений. В уже упомянутой восточно-средиземноморской версии празд- ника умирающего и воскресающего бога трагические мотивы, воплощенные в соответствующих скорбных ритуалах, кажется, были выражены сильнее оптимистических. Недаром даже в мусульманское время на праздничном дастарха- не осталась свеча — символ священного огня, пронизывающего собой все и вся и распространенного во всей Вселенной. Авестийская рукопись, хранящаяся в храме. По сообщению того же Низами, упоминавшего о фак- тах эллино-иранских культурных контактов задолго до начала христианской эры, часть письменных реликвий Ахеменидского Ирана древние пахлавиязычные тексты, связанные с традици- ей Авесты была вывезена в Грецию для перевода.
В культурологическом плане это явле- ние существенно отличается от того феномена дарения, который исследован французским этнологом Марселем Моссом на мате- риале этнографических наблюдений в архаических обществах Полинезии, Меланезии и северо-запада Америки Важно отметить, что предусмотренный в зороастризме пово- рот космологического течения наступает не неожиданно, не как чудо, свершившееся только благодаря вмешательству божествен- ного мессии. Что касается толерантности, то сначала обратим внима- ние на один историко-культурный факт, имеющий немаловажное философское значение. Но в сохранившихся среди таджиков ритуалах почитания Сийавуша эти моменты не разведены по времени. Эта надежда вытекает из веры в наступление в эсхатологическом будущем грандиозно- го вселенского события, именуемого фирашкард авест. В этом качестве культура Навруза представляет собой зеркало земледельческой цивилизации арийских народов.
Но праздник установлен не в честь этих космических и эпических со- бытий. Chad Kerksick. Related Papers. Там же под изображением крыльев помещены слова зороастрийской «этической триады»: «благая мысль, благое сло- во, благое дело» рис. По Хаййаму, она начиналась с приветствия гла- вы зороастрийских жрецов мубади мубадон , обращенного к царю. С небольшими горными святилищами, часть которых поддерживается до сих пор, связана традиция совершать паломничества. К тому же у нас не было собственной огневоды, а приобщение к чужому источнику биоэнергетики попросту погубило иных наших сооте- чественников… III Выше обращалось внимание на то, что культурологический образ праздника Навруз вырос на духовной почве, удобренной элементами науки астрономия и история , мифологии леген- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Герой с тысячью лицами. Короче, Навруз — всенародное чествование дня рождения Солнца и Вселенной. Культура Навруза выросла на духовной почве именно этих начал, возведенных самой историей в степень архетипов. Речь идет о социальном ожида- нии, связанном с фактом участия царя в церемонии празднова- ния Навруза. Обобщая этнографические данные об обычаях и ритуалах На- вруза, соблюдаемых в разных частях иранского ареала культуры, можно заключить, что и церемония почитания Сийавуша состоя- ла из двух частей — грустной и радостной. Сопо- ставляя последнюю фразу, не отличающуюся ясностью, с соот- ветствующими местами еврейского предания из Книги Есфири, текстологи смысл всего сообщения истолковали следующим об- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Имя Митры напоминает о том, что храмы могли по- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Чижевский А.
Вместе с тем последнее обстоятельство вызвало к жиз- ни традицию, ставшую вариантом паломничества, — возвраще- ние по праздникам в родные места, когда праздничные службы совершаются в старых деревенских храмах, для чего туда специ- ально приезжают не только происходящие из этих мест прихо- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Все дело в особенностях вос- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. С небольшими горными святилищами, часть которых поддерживается до сих пор, связана традиция совершать паломничества. Их низкие стены из грязного кирпича были неровными и зачастую слишком толстыми. Это связано с целым рядом проблем, в частности с тем, что суще- ствование зороастризма измеряется тысячелетиями. Элиаде39 уже обратил внимание на то, что в космологии реформированного зороастризма традиционная эсхатология об- новления получила принципиально новую интерпретацию. Иногда хаджу непосредствен- но предшествовала свадьба, и все приглашенные на свадьбу от- правлялись на паломничество, чтобы сделать свадебную церемо- нию благоприятной. Так, традиция пред- ставляет Навруз как начало ряда космогонических событий они перечислены в трудах Бируни и Хаййама: сотворение Вселенной, создание дольного мира, образование Солнца, приведение в дви- жение небесных сфер и т. Их можно свести к следующим трем мировоззренческо- ценностным установкам: 1 преемственность, 2 умеренность и 3 толерантность. В этом теософ- ском комплексе этика умеренности сформулирована в качестве следующего морального императива: необходимо соблюдать меру во всем — от выражения чувств любви и соблюдения рели- гиозных обязанностей до удовлетворения социальных потребно- стей и биологических нужд В данном плане любопытно на- блюдение Геродота: древний грек не без удивления заметил, что Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Видна разбитая на три части надпись на персидском языке «благая мысль, благое слово, благое дело» Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Именно это по- мещение служит хранилищем огня, который помещен в большой металлический сосуд или, в индийской, но не в иранской прак- тике, приносится жрецом из дома. Вход в сакральное помещение, храни- лище огня, разрешен только для жрецов.
В учебном пособии представлены материалы, связанные с жизнью и творчеством известного калмыцкого писателя Михаила Ванькаевича Хони-. Хони, А. Мэмфорда в адаптации А. Д. Ишкова, Н. Г. Милорадова; методика диагностики типа поведенческой активно-сти С. Дженкинса в адаптации Л. И. Вассерман.
Приоритет в обозна- чении дня весеннего равноденствия как начала нового года тоже принадлежит не им до них это сделали шумеры и вавилоняне. Внутри царил бы глухой мрак, если бы не свет самого священного огня когда вспыхивали языки пламени и крошечной масляной лампы, огонь в которой поддер- живали постоянно. Праздник и культура. Разъясняя цель установления мирских праздников, он обратился к раскрытию значения связанных с ними обычаев. Поэтому строители персидских храмов не помещали огонь в центре здания, а стремились всего более скрыть место его нахождения. С небольшими горными святилищами, часть которых поддерживается до сих пор, связана традиция совершать паломничества. Напротив, мирской мехр предполагал триединство активности: в окружающей среде, социуме и индивидуальной жизни.
Подданные империи Ахеменидов. На этот поворот духовного течения на материале домусульманского Ирана и Турана обратил внима- ние также Ричард Фрай см. По мнению немецкого мыслителя, именно эта последняя устранила языческий дуализм древнеиранской веры: «Божество имеет здесь свою противоположность не вне себя, а в себе: бог Адонис умирает и преодолевает свою смерть, рож- даясь заново» Для ныне существующих зороастрийских храмов ситуация сложи- лась противоположным образом. В уже упомянутой восточно-средиземноморской версии празд- ника умирающего и воскресающего бога трагические мотивы, воплощенные в соответствующих скорбных ритуалах, кажется, были выражены сильнее оптимистических.
Пробы Лирика, амфетамин Хони Для воссоздания целостного культурологического образа На- вруза необходимо решить следующие исследовательские задачи: 1 проанализировать происхождение и природу этого праздника в широком социоисторическом контексте; 2 реконструировать ключевые архетипы и детерминанты местной культуры, на духов- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Но Бируни как историк культуры обратил внимание лишь на одно из трех составляющих новогодней надежды древних сородичей- таджиков, а именно на то, которое можно условно обозначить как теокосмическое. В-третьих, в духовной традиции индоевропейской семьи народов, к которой относятся также иранцы и туранцы, следы культа предков достаточно зримы. Из- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Извест- ный авестолог Л.
Важным обстоятельством является тот факт, что мусульманские святые места в определенной степени сооружались по модели зороа- стрийских, и многие из них, в том числе мечети, были построены на местах разрушенных зороастрийских святилищ и храмов. Вытекающая из философии равновесия этика в одинаковой мере порицает и не- достаточное тафрит , и чрезмерное ифрот. Но среди древних арийцев Ирана и Турана могла существо- вать, по крайней мере исторически, первая форма астрологии — зодиакальная, которая, по свидетельству историков культуры, в так называемый халдейский период основывалась на текстах, приписываемых Зороастру и Орфею. Царева Е. Среди растений, высаженных как на «парадной», предназна- ченной для туристов, так и «закрытой» территории, преобладают кипарисы — зороастрийский символ вечной жизни, бессмертия, и хвойные, имеющие аналогичную смысловую нагрузку. Please submit your DMCA takedown request to dmca telegram. Despite multi-fold attempts of the European and east scientists, starting with Leibniz, to find a key to her interpretation, secret of changes still is considered until the end of not opened. Поэтому можно попытаться дать лишь фено- менологическое описание жертвоприношения петуха. Shraddha Kumbhare. Лори явно привнес много личного в образ доктора Хауса, и ясно, что жизнь актера за кадром далека от самоудовлетворенности и самодовольства. В «большом» помещении храма, в которое можно попасть с заднего входа для членов общины хранятся книги с литурги- ческими текстами, предназначенные для раздачи верующим во время богослужения. Не лишне заметить, что мехр в смысле дружбы в отличие от су- фийской любви не предусматривал конечное растворение субъек- та в объекте, символизируемое в образе любви мотылька к свече. Зороастрийцы: верования и обычаи. Праздник Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им.
Нигох-е ба джашнхо-и милли ва ойинх-и суннати-и точикон. Весы деяний и другие сочинения. Все эти несоответствия и некоторое небрежение к религиозной терминологии резко контрастируют с положением, издревле сложившимся, скажем, в православном христианстве, где каждое место и каждая часть храма глубоко символичны и облечены в устоявшееся и утвержденное тради- цией слово, или в исламе, из практики которого иранские зороа- стрийцы заимствовали не только термин михраб, но и другие слова и детали. В основе древ- него зороастрийского праздничного ритуала, очевидно, лежало особое почитание предков11, которое, однако, не тождественно культу мертвых. По крайней мере у него не было явно выраженной тенденции к прозелитизму. Или, как говаривали в греческой античности, подоб- ное познается только подобным? На этот поворот духовного течения на материале домусульманского Ирана и Турана обратил внима- ние также Ричард Фрай см. История и методология эпидемиологии наркотиков; результаты борьбы с эпидемиями в Европе, Америке, Азии и Австралии.
Мусульманские фанатики могли силой ворваться в святыню, что они и делали время от времени по отношению к зороастрийским жилищам. Теперь необходимо добавить новый нюанс: подчеркнуть системный характер данного об- раза. Духов- ная инновация же Заратустры состояла в том, что он решительно отказался от архаичной идеи ежегодного возрождения космиче- ского целого. Теология и философия образа. Недаром даже в мусульманское время на праздничном дастарха- не осталась свеча — символ священного огня, пронизывающего собой все и вся и распространенного во всей Вселенной. К этому времени относится восста- новление заброшенных и строительство новых храмов в местах компактного расселения зороастрийцев на территории Ирана, в окрестностях Йезда и Кермана. Ведь говорится о государственной финансовой компенсации духовно- го ущерба, нанесенного подданным в случае их участия в меро- приятии, не согласующемся с их обычаями. Главный из йездских храмов, построенный в г. Вероятно, основными причинами сложившейся ситуации являются вторичность и второстепенность традиции возведения культовых зданий по отношению к культу огня, а так- же угасание самой зороастрийской традиции. Киев, Почему самые светлые праздники древнего Ирана и Турана Навруз и Мехргон по времени совпада- ют с наступлением равноденствия — соответственно весеннего Навруз и осеннего Мехргон?
Речь идет о расширении традиционного предмета экологии: в него наряду с защитой природы необходимо включить также за- щиту культуры — как от разрушения, так и от загрязнения. Не думаю, что Рудаки был знаком с философией стоиков. В зеркале философской же рефлексии можно увидеть и более широкий горизонт теоретического синтеза. Но будет точнее сказать, что она была широко распространена во многих культурах, в том числе и в завоеванном персами Вавило- не. Авестийская рукопись, хранящаяся в храме. Как свидетельствуют сохранившиеся исторические тексты, уже в самом начале приобщения местного образованного слоя к при- шлой культуре, будь она греческой или арабо-мусульманской, положительно сказывалась древнеиранская традиция почитания мудрости. Абу ал-Касим Фирдоуси1 Праздник как явление мировой культуры давно стал пред- метом многостороннего научного анализа и осмысления. Арийский новогод- ний праздник олицетворяет не только день сотворения Вселенной Богом, но и начало со-творческой деятельности человека на Зем- ле во имя усовершенствования мира сего. Тело того же убитого Первобыка, например, послужило «строительным материалом» для ряда по- лезных животных и растений. Правда, уточнял своего предшественника Андре Боннар28, порой они погибают не Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им.
Зороастрийский храм в Йезде. Царева Е. К этому времени относится восста- новление заброшенных и строительство новых храмов в местах компактного расселения зороастрийцев на территории Ирана, в окрестностях Йезда и Кермана. Эта имманентная тенденция выражена также в герменевтике понятия народ. V В г. Таким образом, календарно-солярный праздник древних иранцев и туранцев со временем приобрел не только поистине вселенский и всечелове- ческий масштаб, но и особый сакральный смысл. От древнейше- го человека до наших дней. Поэтому горение в нем поддерживается постоянно в отличие от других храмовых огней, которые вне богослужений находятся в «спящем» состоянии, когда угли только слегка тлеют и дымятся. Но если космическую борь- бу сил Добра и Зла локализовать лишь в пределах второго цикла, Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. В культурологическом плане это явле- ние существенно отличается от того феномена дарения, который исследован французским этнологом Марселем Моссом на мате- риале этнографических наблюдений в архаических обществах Полинезии, Меланезии и северо-запада Америки Во-первых, нет никаких исторических свидетельств о зороастрийских местах поклонения ранее XVII в. Лангер система- тизировал таких объектов25, классифицировав их исходя из пространственно-географических и архитектурных особенно- стей. Более того, для Хаййама и его современников эстетика — де- тище высшей этики, имеющей божественное происхождение.
Поэтому горение в нем поддерживается постоянно в отличие от других храмовых огней, которые вне богослужений находятся в «спящем» состоянии, когда угли только слегка тлеют и дымятся. Конечно, не следовало бы модернизировать или идеализировать восточное средневеко- вье, то бишь лепить из Бируни образ интернационалиста в со- временном смысле слова. Борзовой представляет читателю историю развития мировой культуры с самых первых ее проявлений и до наших дней. В этих стенах пробиты один дверной проем и по всем четырем сторонам оконные проемы. Соответственно этому для нее зороастризм был чем-то иным, нежели для пророка. Недаром же у тад- жиков, как и у китайцев, этическим идеалом был и остается об- раз терпеливого мудреца — тот самый образ, которым в прошлом веке философски восхищался Макс Шелер.
Не случайно они широко распро- странены в ираноязычных странах среди адептов разных конфес- сий — зороастризма и ислама, и, как показывает опыт насиль- ственной деисламизации Таджикистана в годы советской власти, не прекращают свое существование и вне связи с официальной религией. Внутреннее помещение имеет довольно высокий потолок, при этом верхняя часть стен и сам потолок полностью покрыты сажей от горения огня и совершенно черные. Adam Riese. Действующих храмов практически не оста- валось, что было обусловлено в первую очередь мусульманским давлением. Рене Жирар, собирая все известные ритуалы жертвоприношения под одной крышей сконструированного им понятия «жертвенный кризис», настаивал на их изначальном единстве9. Исследования и пе- реводы. Очевидно, не без влияния этой древнеиранской традиции в Элладе стали отмечать дни рождения не только богов, но и выдающихся людей Призыв быть «справедливым и правдивым» — не про- сто новогоднее пожелание, это органическая часть социального идеала, связанного с извечной народной мечтой об идеальном царе — справедливом и добром. Что касается толерантности, то сначала обратим внима- ние на один историко-культурный факт, имеющий немаловажное философское значение. Не лишне заметить, что мехр в смысле дружбы в отличие от су- фийской любви не предусматривал конечное растворение субъек- та в объекте, символизируемое в образе любви мотылька к свече. Белые стихи, покорившие мир, Рупей Каур в форматах fb2, txt, epub. Кроме того, Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Огороженные таким об- разом участки их пол должен быть вымощенным также полу- чили название пави. В основополагающих документах ООН — от Декларации тысячелетия до многочислен- ных рекомендаций ЮНЕСКО — настойчивый призыв к диалогу на всех уровнях международного общения сопровождается под- черкиванием необходимости укрепления культурного взаимопо- нимания, воспитания религиозной толерантности и поощрения Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Тем не менее речь идет о разных духовных ситуа- циях: можно говорить лишь об аналогии, а не о тождестве.]
Обобщая этнографические данные об обычаях и ритуалах На- вруза, соблюдаемых в разных частях иранского ареала культуры, можно заключить, что и церемония почитания Сийавуша состоя- ла из двух частей — грустной и радостной. Речь идет о новом типе гуманизма, сформировавшемся на стыке древней культуры Аджама и ойкуменистической парадигмы ислама. Васильева ред. Ко- нечно, задолго до реформ Заратустры древние индоиранцы имели свои ритуально-мифологические сценарии конечного преобразо- вания мира сего посредством новогоднего ритуала, символически повторявшего космогонические события начала времен. Эти представления стали впоследствии известны религиям человечества, они были заимствованы иудаизмом, христианством и исламом. Многообразие форм зороастрийских мест поклонения, как и обилие святилищ в сельских районах, некогда более плот- но заселенных зороастрийцами, зачастую контрастирует с их современным состоянием. Их можно свести к следующим трем мировоззренческо- ценностным установкам: 1 преемственность, 2 умеренность и 3 толерантность.